Уважаемые подписчики!

Напоминаем вам, что до 2 мая 2017 года необходимо подать декларацию о доходах за 2016 год.

Кроме того, обращаем ваше внимание на ряд важных моментов в налоговом законодательстве России, которые начинают действовать с 2017 года.

Итак, с 1 января текущего года взимание страховых взносов, кроме взносов на травматизм, регламентируется Налоговым кодексом РФ (далее — НК РФ).

С 2017 года НК РФ устанавливает страховые взносы. Теперь налоговые органы при проведении камеральных и выездных проверок контролируют соблюдение страхователями законодательства о налогах и сборах. Тем не менее, правильность расчетов и перечисления  взносов на травматизм, выплаты пособий, по-прежнему проверяет ФСС.

Противоречия в электронной декларации по НДС нельзя пояснять в бумажном документе.

Если при камеральной проверке налоговый орган запросил пояснения у лица, обязанного сдавать электронную декларацию по НДС, направить их можно только в электронной форме по ТКС (полномочиями устанавливать формат наделена ФНС). Теперь в силу абз. 4, которым дополнен п. 3 ст. 88 НК РФ, пояснения на бумажном носителе налоговыми органами не принимаются.

С 01.01.2017 на два месяца увеличен минимальный срок банковской гарантии для ускоренного возмещения НДС .

Для возмещения НДС в заявительном порядке может потребоваться банковская гарантия. По правилам,  вступившим в силу с января 2017 года (см. пп. 1 п. 4 ст. 176.1 НК РФ), срок  действия такой гарантии истекает не ранее чем через 10 месяцев со дня подачи декларации с суммой налога к возмещению (ранее устанавливался срок — не ранее чем через 8 месяцев). 

Как и прежде, возместить налог можно и без банковской гарантии, если совокупная сумма НДС, акцизов, налога на прибыль и НДПИ за три календарных года, предшествующих году, в котором подано заявление о возмещении НДС в заявительном порядке, составляет не менее 7 млрд руб. При этом налоги, уплаченные в связи с перемещением товаров через границу РФ и в качестве налогового агента, в расчет не берутся.

Налог на доходы физических лиц (глава 23 НК РФ).

На стоимость независимой оценки квалификации работника НДФЛ не начисляется

С 01.01.2017  вступил в силу Закон о независимой оценке квалификации.

Чтобы стимулировать участие работников в оценке, для них введены налоговые послабления. Одно из них заключается в том, что плата за независимую оценку квалификации работника не облагается налогом на доходы физических лиц (далее -НДФЛ) (п. 21.1 ст. 217 НК РФ).

Кроме того, с этого же времени введен социальный вычет для физических лиц, которые оплатили независимую оценку своей квалификации (пп. 6 п. 1 ст. 219 НК РФ).

Размер вычета равен сумме фактических расходов на прохождение независимой оценки квалификации. При этом величина данного вычета и вычетов, предусмотренных пп. 2 — 5 п. 1 ст. 219 НК РФ (за исключением указанных в пп. 2 п. 1 ст. 219 НК РФ расходов на обучение детей налогоплательщика и установленных подпунктом 3 п. 1 ст. 219 НК РФ расходов на дорогостоящее лечение) в совокупности не должна превышать 120 тыс. руб. в год.

Возможность через налогового агента получить вычет в сумме, уплаченной за прохождение независимой оценки своей квалификации, не предусмотрена. То есть, его следует заявлять исключительно  в декларации по НДФЛ.

Налог на прибыль организаций (глава 25 НК РФ).

С начала текущего года юридические лица смогут создавать резерв по сомнительным долгам на сумму больше, чем в 2016 году.

Так, сумма создаваемого резерва по сомнительным долгам не должна превышать большую из величин: 10% от выручки за предыдущий налоговый период или 10% от выручки за текущий отчетный период (абз. 5 п. 4 ст. 266 НК РФ). Раньше такой вариативности не существовало: сумма резерва, создаваемого по итогам отчетного периода, не должна была превышать 10% от выручки за текущий отчетный период.

Сомнительным долгом признается часть долга сверх размера встречного обязательства.

В соответствии с абз. 1 п. 1 ст. 266 НК РФ, если у организации есть встречное обязательство перед задолжавшим ей контрагентом, то сомнительным долгом она может считать лишь сумму, превышающую размер этого обязательства (абз. 1 п. 1 ст. 266 НК РФ).

До 2017 года в НК РФ не было уточнения, что сомнительный долг нужно уменьшать на величину встречного обязательства, но при проверках налоговые органы иногда настаивали на этом.

На необходимость такого уменьшения указывали ФНС и Минфин. Однако позднее Президиум Высшего арбитражного суда РФ (далее — ВАС РФ) пришел к выводу, что сомнительный долг не нужно корректировать на сумму встречной кредиторской задолженности. Приняв к сведению положения  постановления Президиума ВАС, ФНС ориентировала налоговые органы на применение в практической деятельности разъяснений ВАС РФ. Подобной позиции стало придерживаться и Министерство финансов РФ. Однако теперь в НК РФ внесены изменения, противоречащие выводам Президиума ВАС РФ.

Временно ограничен размер переносимого убытка по налогу на прибыль.

В отчетные и налоговые периоды с 1 января 2017 года по 31 декабря 2020 года  нельзя уменьшать базу на сумму убытков прошлых периодов больше, чем на 50% (п. 2.1 ст. 283 НК РФ). Но эти изменения не коснутся базы, к которой применяются некоторые специальные ставки по налогу на прибыль. Например, ставки для организаций — участников региональных инвестиционных проектов. Нововведение относится к убыткам, понесенным за налоговые периоды, начинающиеся с 1 января 2007 года.

Снято 10-летнее ограничение на перенос убытков прошлых лет.

Сумму убытка, понесенного за налоговые периоды, начиная с 01.01.2007, можно теперь переносить на все последующие годы, а не только в течение 10 лет (п. 2 ст. 283 НК РФ).

С начала года следует заполнять платежные документы на 3% и 7% базы по налогу на прибыль, а не на 2% и 18%, как было предусмотрено ранее.

В 2017 — 2020 годах в соответствии с изменениями, установленными абз. 2, 3 п. 1 ст. 284 НК РФ, в федеральный бюджет необходимо зачислять сумму налога на прибыль, рассчитанную по ставке 3%, в бюджеты субъектов РФ — по ставке 17%... Тем не менее, общая ставка 20% по налогу на прибыль не изменилась. Просто на один процент изменилось распределение денежных средств между бюджетами.

Для отдельных категорий налогоплательщиков региональные власти вправе уменьшать ставку, по которой налог зачисляется в бюджет субъекта. По общему правилу она не должна быть менее 13,5%, но для 2017 — 2020 годов этот лимит снижен до 12,5%.

 

С января текущего года расширен перечень ситуаций признания задолженности контролируемой.

Правила тонкой капитализации теперь касаются, к примеру, следующей ситуации. Есть два иностранных лица, которые признаются взаимозависимыми в соответствии с пп. 1, 2, 3 или 9 п. 2 ст. 105.1 НК РФ. Перед одним из них у российской организации возникло долговое обязательство. Второе лицо прямо или косвенно участвует в капитале этой организации и является взаимозависимым с ней на основании пп. 1, 2 или 9 п. 2 ст. 105.1 НК РФ. В таком случае задолженность по общему правилу считается контролируемой (пп. 2 п. 2 ст. 269 НК РФ).

На квалификацию задолженности в приведенной ситуации не влияет, участвовал ли иностранный кредитор в уставном капитале должника. Из анализа п. 2 ст. 269 НК РФ в редакции, действовавшей до 2017 года, следует: если иностранная компания — заимодавец не владеет прямо или косвенно более чем 20% капитала заемщика, задолженность контролируемой не признается.

Контролируемая задолженность определяется по совокупности займов.

В соответствии с п. 3 ст. 269 НК РФ размер контролируемой задолженности рассчитывается, исходя из совокупности всех обязательств налогоплательщика,  обладающих признаками такой задолженности.

Пересчитывать проценты по контролируемой задолженности теперь прямо запрещено Налоговым кодексом РФ.

Коэффициент капитализации зависит от суммы долга, величины собственного капитала заемщика и доли участия иностранной компании, контролирующей задолженность, в его капитале. Если по сравнению с предыдущим отчетным периодом коэффициент изменился, может возникнуть вопрос о корректировке базы по налогу на прибыль. Пунктом 4 ст. 269 НК РФ установлено, что сейчас в такой ситуации расходы в виде процентов по контролируемой задолженности пересчитывать не нужно.

Суммы, потраченные на оценку квалификации работников, можно включить в расходы.

Как мы отметили выше, с января 2017 года вступил в силу Закон о независимой оценке квалификации. Чтобы стимулировать участие в оценке, подпунктом 23 п. 1 ст. 264 НК РФ введены нормы об учете стоимости оценки в расходах по налогу на прибыль.

Для проведения независимой оценки квалификации работника требуется его письменное согласие. Учесть расходы организация может, если оценка проведена на основании договора об оказании соответствующих услуг и проведена оценка лица, заключившего с работодателем именно трудовой договор.

Сроки хранения документов, подтверждающих расходы на независимую оценку квалификации работника, установлены дополнительным абз. 5 п. 3 ст. 264 НК РФ.

С 1 января 2017 года обновлена классификация основных средств по амортизационным группам.

С 2017 года применяется новый Общероссийский классификатор основных фондов (далее — ОКОФ). В связи с этим изменилась и классификация основных средств по амортизационным группам.

Как разъясняется Минфином, новшества затрагивают основные средства, введенные в эксплуатацию не ранее 2017 года.

Упрощенная система налогообложения (глава 26.2 НК РФ).

С января 2017 года налогоплательщики, находящиеся на упрощенной системе налогообложения (далее — УСН) увеличить суммы заработка без опасения изменения режима налогообложения. 

В соответствии с п. 4 ст. 346.13 НК РФ плательщики УСН утрачивают право применять этот вид налогообложения, если по итогам отчетного или налогового периода их доходы оказались больше предельной величины.

С 2017 года сумма дохода увеличена до 150 млн руб.  Несомненно, увеличение предельной величины дохода очень выгодно для бизнеса, и, соответственно, для экономики страны, путем более безконфликтной собираемости налогов с предпринимателей.

На 2017 — 2019 годы действие нормы об индексации предельной величины доходов приостановлено, а на 2020 год коэффициент-дефлятор будет равен 1.

 

УСН могут применять и компании с более дорогими основными средствами.

С 2017 года предельная величина остаточной стоимости основных средств составляет 150 млн руб. (пп. 16 п. 3 ст. 346.12 НК РФ). Это на 50% больше  величины 2016 года.

На УСН теперь можно перейти большему числу компаний.

Организация вправе перейти на УСН в 2017 году, если ее доходы за девять месяцев года, в котором подается уведомление о переходе на спецрежим, не превышают 112,5 млн руб. (абз. 1 п. 2 ст. 346.12 НК РФ).

Компания, применяющая УСН, также вправе учесть в расходах стоимость независимой оценки квалификации работников.

Единый налог на вмененный доход (гл. 26.3 НК РФ).

 

Размер коэффициента-дефлятора, необходимого плательщикам единого налога на вмененный доход (далее — ЕНВД), остался на прежнем уровне.

При исчислении ЕНВД базовая доходность умножается на коэффициент-дефлятор (К1). Для 2017 года он, как и в предыдущие годы, составляет 1,798.

Налог на имущество организаций (глава 30 НК РФ).

 

С 1 января 2017 года регионы наделены правом самостоятельного предоставления юридическим лицам льгот на движимое имущество.

С текущего года субъекты РФ наделены правом устанавливать на своей территории льготу в отношении движимого имущества, принятого с 1 января 2013 года на учет в качестве основных средств (ст. 381.1 НК РФ). Если регион не воспользуется этим правом, то с 2018 года эта льгота на его территории действовать больше не будет.

 

Страховые взносы на обязательное пенсионное страхование, обязательное медицинское страхование, обязательное социальное страхование на случай временной нетрудоспособности и в связи с материнством (глава 34 НК РФ).

 

С начала года увеличена предельная база по «больничным» и пенсионным взносам.

Предельная база по взносам на обязательное социальное страхование на случай болезни и в связи с материнством составляет 755 тыс. руб., а по взносам на обязательное пенсионное страхование — 876 тыс. руб. На 2016 год лимиты устанавливались на уровне 718 тыс. руб. и 796 тыс. руб., соответственно.

В 2017 году взносы на случай временной нетрудоспособности и в связи с материнством не начисляются на суммы выплат и других вознаграждений, превышающие предельную величину базы. А вот пенсионные взносы после того, как исчерпан лимит, взимаются по меньшему тарифу — не 22%, а 10%. Такие же правила фактически действовали и в прошлом году.

Для медицинских взносов предельная база не устанавливается с 2015 года. Этими взносами облагаются выплаты независимо от их величины нарастающим итогом с начала года.

 

Налоговые органы в ходе проведения камеральных проверок вправе истребовать данные о суммах, не облагаемых страховыми взносами.

Проводя камеральную проверку расчета по страховым взносам, налоговая инспекция на основании п. 8.6 ст. 88 НК РФ теперь может истребовать у юрлица сведения и документы, которые подтверждают обоснованность отражения сумм, не подлежащих обложению взносами, а также сведения и документы, подтверждающие обоснованность применения пониженных тарифов взносов.

По правилам, действовавшим до 2017 года, подобными полномочиями наделялись Пенсионный фонд РФ (далее — ПФР) и Фонд социального страхования (далее — ФСС). Теперь камеральные проверки по взносам за 2017 год, будут проводить налоговые органы, а фонды проводят проверки за минувшие периоды.

 

Страховые взносы, подлежащие уплате организацией в бюджет, может перечислить любое лицо.

С 2017 года ст. 45 НК РФ дополнена п. 9, устанавливающим, что на страховые взносы тоже распространяется положение Кодекса о том, что за плательщика внести сумму в бюджет может другое лицо. Однако обращаем внимание, что нововведения не затрагивают взносы на травматизм, а также пени и штрафы по ним, поскольку действие НК РФ на эти платежи не распространяется.

 

Оплата командировочных.

В соответствии с п. 2 ст. 422 НК РФ с января 2017 года на суточные свыше 700 руб. за день поездки по России и свыше 2500 руб. за день загранкомандировки нужно начислять страховые взносы.

Согласно утратившему силу Закону о страховых взносах суточные взносами не облагались. ПФР и ФСС отмечали, что взносы не начисляются на суточные, которые выплачены по нормам, установленным в коллективном договоре или локальном акте.

Взносов на травматизм изменение не касается. На них, как и прежде, не распространяется действие НК РФ. А в Законе о страховании от несчастных случаев на производстве не внесены поправки, ограничивающие необлагаемую сумму суточных.

Отметим, что ФСС рассматривал вопрос обложения суточных по Закону о страховых взносах и Закону о страховании от несчастных случаев на производстве. Из разъяснения следует вывод: поскольку величину суточных работодатель фиксирует в коллективном договоре или локальном акте, выплаты не облагаются взносами именно в этом размере.

 

С 1 января 2017 года вступили в силу новые правила, по которым сдается отчетность по страховым взносам.

Расчет по взносам на обязательное пенсионное страхование, обязательное социальное страхование на случай временной нетрудоспособности и в связи с материнством, на обязательное медицинское страхование нужно представлять в налоговый орган раз в квартал не позже 30-го числа месяца, следующего за расчетным (отчетным) периодом (п. 7 ст. 431 НК РФ). Изменения обусловлены дополнением Налогового кодекса  положениями о взимании страховых взносов (кроме взносов на травматизм).

Из разъяснения Фонда соцстраха следует, что расчет делается за периоды, начинающиеся не ранее 1 января 2017 года. Отчетность по взносам, в том числе уточненная, за более ранние периоды сдается по старым правилам: электронная 4-ФСС  представляется в территориальный орган ФСС не позднее 25-го числа, бумажная — не позже 20-го числа месяца после отчетного периода. РСВ-1 в электронном виде направляется  в территориальный орган ПФР не позднее 20-го числа, в бумажном — не позже 15-го числа второго месяца, следующего за отчетным периодом.

Последний день  уплаты взносов остался прежним — 15-е число месяца, следующего после месяца, за который они начислены.

Страховые взносы на обязательное социальное страхование от несчастных случаев на производстве

и профессиональных заболеваний.

 

 

Если организация не подтвердила основной вид деятельности, то с января текущего года  ФСС определяет класс риска по ЕГРЮЛ.

По правилам, действовавшим до наступившего года, если основной вид экономической деятельности страхователя не был подтвержден, взносы на травматизм считались по тарифу, установленному для самого опасного из видов реально осуществляющейся деятельности. Проверяющие часто определяли его по ЕГРЮЛ, не выясняя, ведется ли эта деятельность в организации. Судебная практика в минувших годах вставала на сторону организаций,обязывая контролирующие органы проверять, предусмотрен ли вмененный вид деятельности в компании. Теперь оспариваемый подход законодательно закреплен  в Постановлении Правительства РФ от 17.06.2016 N 551.

В 2017 году продолжают действовать прежние тарифы взносов на травматизм.

Величина  тарифа  зависит от класса профессионального риска, к которому отнесен ее основной вид деятельности организации, а также от назначенных скидок и надбавок.

 

Персонифицированный учет и отчетность.

 

 

С 1 января 2017 года вступил в силу закон о новых сроках подачи персонифицированной отчетности.

Последний день представления ежемесячной персонифицированной отчетности (форма СЗВ-М) перенесен с 10-го на 15-е число месяца, следующего за отчетным.

Помимо этого, данные, которые работодатели по старым правилам подавали раз в квартал в составе РСВ-1, теперь нужно направлять в ПФР ежегодно (не позже 1 марта следующего года). Исключение составляет информация о величине дохода, облагаемого взносами на обязательное пенсионное страхование, и размере этих взносов. Периодичность представления этих сведений осталась прежней, однако передавать их следует в налоговый орган.

Источник:http://www.consultant.ru/cons/cgi/online.cgi?req=doc&base=LAW&n=203342&fld=134&dst=1000000001,0&rnd=0.07517344028061146#0